Навчання
Пошук на сайті
Швидкий пошук

Або
Теги

будуть, випускників, вищих, Всі конспекти для 9 класу, ВСІ конспекти уроків для 8 класу, Вчителю початкових класів, дітей, закладів, ЗБІРНИК ЗАВДАНЬ для підсумкових контрольних робіт з історії України, зовнішнього, Конспекти уроків англійської мови 9 клас, Конспекти уроків з УКРАЇНСЬКОЇ ЛІТЕРАТУРИ 8 клас, міністерства, Міністр, навчальних, навчального, навчання, науки, незалежного, області, образования, освіти, освіту, оцінювання, проведення, рішення, роботи, розвитку, років, студентів, Також, тестування, України, української, Університет, Університету, управління, центру, школи, якості

Показати всі теги
{links}



Виберіть варіант відображення: Повністю або Тільки заголовки
▸ Василий Кремень: нужно пересмотреть льготы для поступления в вуз

Василий Кремень: нужно пересмотреть льготы для поступления в вуз
Василий Кремень: нужно пересмотреть льготы для поступления в вуз

С 1 декабря в Украине начинается регистрация участников внешнего независимого оценивания (тестирования) на 2009 год. В то же время проведение тестирования, которое впервые широкомасштабно состоялось в этом году, вызывает неоднозначную реакцию в обществе

Своим мнением по этому поводу в интервью АМИ "Новости-Украина" поделился академик Национальной академии наук Украины, президент Академии педагогических наук, экс-министр образования Василий Кремень.

Оправдало ли себя введение внешнего независимого оценивания, цель которого, как было заявлено, - объективная и справедливая оценка знаний выпускника и равный и справедливый доступ в вузы?

Работа над тестированием была начата в 2003-2004 годах, когда я был министром образования. В качестве эксперимента тогда было проведено тестирование в четырех областях, и уже тогда вузы имели право принимать студентов по его результатам. Летом 2004 года Кабинет министров принял постановление о переходе в течение нескольких лет к тестированию. Я приветствую проведение в этом году масштабного тестирования, которое в целом было успешным. Надо продолжать двигаться вперед и исправлять недостатки, связанные в первую очередь с тем, что тестирование было проведено впервые.

В вузы действительно поступили самые достойные?

Первый негативный момент - то, что было сохранено множество возможностей для зачисления студентов вне результатов тестирования: различные вузовские олимпиады, льготы для прошедших подготовительные курсы при университетах, и так далее. В результате не удалось сберечь чистоту набора в университеты на основании тестовых заданий.

Институт социальной и политической психологии Академии педагогических наук Украины провел психологическое исследование относительно того, как воспринимает общественность различные аспекты проблем образования и в частности тестирования. Согласно его результатам, существенно увеличилось количество граждан, которые считают, что тестирование позитивно повлияло на уменьшение взяточничества в университетах. Но в то же время хочу отметить, что около половины родителей, дети которых поступили в этом году в университеты, заявили, что взяточничество в высшей школе еще существует. Это говорит о том, что большой процент детей в этом году был принят в вузы не на основании тестирования, а в результате различных исключений. Я не хочу сказать, что все эти дети недостойные, но в отдельных случаях имело место и взяточничество.

Хочу отметить, что на следующий год Министерство образования и науки ликвидировало в правилах поступления возможность использовать подготовительные курсы, внутривузовские олимпиады и тому подобное для зачисления вне тестирования.

В Украине существует еще и категории льготников, не исключает ли это из честной конкуренции других детей?

Да, это проблема, решение которой находится в компетенции Верховной Рады, и тут надо правительству активнее побуждать парламент к действию. В Украине существует очень много категорий детей, которым в разное время различными законодательными актами были предусмотрены льготы при поступлении в вузы. В результате в этом году в престижные университеты на престижные специальности до 100% мест забирали льготники - дети из Чернобыльской зоны, инвалиды и другие категории. Они могли набрать в результате внешнего независимого оценивания 124 балла и поступить, а ребенок, набравший 195 баллов (200 баллов - наивысшее количество баллов) не мог поступить.

Это неправильно, особенно в отношении некоторых категорий. Например, возьмем категорию детей, родители которых проживают в Чернобыльской зоне. Если государство обязано заботиться о таких детях, то оно должно заботиться о поддержании их здоровья, если оно беспокоится об их образовании, то оно должно помочь им получить лучшие знания в школах, но забота государства не заключается в том, чтобы принимать неподготовленных детей в вузы. Мы обманываем сами себя и этого ребенка, в итоге после первой сессии он будет исключен из вуза или его будут "тянуть" до окончания учебы, и в результате общество получит неквалифицированного специалиста. Поэтому хочу отметить, что надо пересмотреть льготные категории, потому что фактически каждая льгота - это исключение из честной конкуренции других детей.

Как вы можете оценить качество тестов, по поводу которого мнения разделились?

Безусловно, надо усовершенствовать сами тесты. Ведь цель тестов - не только борьба со взяточничеством при поступлении в вузы. Тесты должны быть ориентированы на развитие школы. Поэтому если будут тесты, в которых достаточно просто механического зазубривания детьми материала, а потом можно успешно ответить и получить высокую оценку, то этим мы спровоцируем детей, а значит, и учителей, и родителей именно на такое обучение. В итоге такой подход повлечет снижение уровня образования.

Поэтому тесты должны быть не только способом контроля. Задание тестов - научить ребенка использовать знания на практике и раскрыть его потенциальные творческие способности, чтобы он мог ориентироваться, какую профессию и дорогу в жизни он выберет в будущем. К большому сожалению, у нас пока еще с тестовой культурой очень слабенько, ведь раньше в Украине не готовили таких специалистов, да и современные учителя еще недостаточно подготовлены, кроме того, в педагогических университетах еще не готовят специалистов, которые способны разрабатывать и писать тесты.

Что еще, по вашему мнению, надо усовершенствовать?

Когда мы начинали тестирование, то рассматривали внешнее оценивание в выпускном классе как вершину пирамиды. Сейчас получается, что в этом году ребенок впервые столкнулся с тестированием и столкнулся в такой решающий момент жизни, когда от тестирования зависит его судьба на всю жизнь, что не совсем несправедливо. В этом году введено пробное тестирование, но оно тоже не решает проблемы.

Необходимо широко вводить тестовую культуру в учебный процесс в школе. Каждый учитель должен время от времени проводить тесты. Например, учитель истории 8-10-х классов выучил с детьми пять тем - и дает по ним тесты. Ребенок будет знать, что уроки надо учить систематически, таким образом это повысит качество обучения детей. Кроме того, ребенок будет и психологически, и профессионально привыкать к написанию тестов. Тогда на выпускном тесте будет меньше вероятности непредвиденных ситуаций, особенно если ребенок психологически неуравновешен. В таком случае выпускной тест будет вершиной пирамиды, в основе которой - обучение в школе. Надо разработать тестовые задания по всем предметам, выпустить издания тестов, чтобы они были и у учителей, и у учеников.

Также необходимо, чтобы на всех этапах проведения внешнего независимого оценивания соблюдалась тайна, потому что малейшая утечка информации сведет на нет всю работу. Кроме того, я не согласен, что результат тестов действителен только год, как минимум он должен быть действителен два года. Например, в России результаты единого государственного экзамена действительны два года, зачем ребенку каждый год ходить на тестирование, если он доволен своей оценкой?..

Как говорил известный политик Уинстон Черчилль: "Демократия - не совершенный тип правления, но лучшего нет". Так и здесь - тесты, конечно, не идеальный способ контроля результатов обучения ребенка и его подготовленности, но лучшего просто пока нет, и для нашего общества, в котором уровень правовой культуры очень низок (например, при собеседовании преподавателя и ученика допускаются различные искривления в оценивании знаний ученика из-за субъективных убеждений преподавателя), тесты - наиболее приемлемый вариант. Надо двигаться путем усовершенствования тестирования и ликвидации недостатков и широко распространять тестирование.

В Украине есть сторонники и противники внешнего независимого оценивания, в последнее время появились даже иски в суды и решения судов с требованиями отменить тестирование как незаконное...

Тут, безусловно, надо вносить определенные изменения в украинское законодательство, чтобы исключить возможность трактовки, как это делается некоторыми сейчас, что, мол, нет законодательной базы для проведения внешнего независимого оценивания и так далее. Но, в принципе, то, что происходит, - это, на мой взгляд, то же самое, как когда-то одна из политических сил будоражила студентов относительно объединения университетов в одном из областных центров Украины. Тогда одни использовали недовольство в обществе, а сейчас другие пытаются использовать в свою пользу подобное недовольство и дискредитировать идею тестирования.

Это способ в нашей политике независимо от политической силы ориентироваться не на коренные интересы государства, нации, ребенка, а на собственные тактические. Это негативное явление, которое есть и в экономике, и в политике, и в образовании, - это пытается использовать как одна, так и другая сторона (политики и недовольные тестированием. - Авт.).

Какая ситуация с высшим образованием в Украине, не много ли у нас высших учебных заведений? Нужно ли, по вашему мнению, укрупнять вузы?

Дело даже не в том, что в Украине большое количество вузов, а в том, что они неконкурентоспособны в Европе, да и у нас тоже. Необходимо как можно скорее создать на основе этих небольших вузов во многих областных и районных центрах крупные современные национальные университеты. Это необходимо, чтобы решить целый ряд проблем. Во-первых, надо повысить качество обучения. Если будет крупный университет, в котором 20-30 тысяч студентов, то будут крупные кафедры, на которых более мощные научные школы. Во-вторых, это приведет к финансовой экономии, что немаловажно. В-третьих, те университеты-лилипуты, которые существуют в Украине сейчас, никто никогда не признает в Европе. Мы дискредитируем себя в условиях Болонского процесса, когда выставим себя на суд европейского сообщества, и они увидят, какие у нас лилипутные учебные заведения называются университетами.

Чтобы заинтересовать университеты в объединении, надо создать определенные льготы для тех университетов, которые объединяться относительно большей финансовой самостоятельности, большей автономии в разработке учебных программ, планов и тому подобного.

Что касается филиалов, то, когда я был министром, в 2004 году было закрыто 60 филиалов, и это надо продолжать делать, потому что их слишком много и, к большому сожалению, в большинстве из них нет качественной подготовки специалистов. Тем более что сейчас появилось больше возможностей для обучения в хороших университетах. Например, когда я начинал работать министром, был госзаказ на 111 тысяч набора студентов на первый курс в учебные заведения 3-4-го уровней аккредитации, сейчас - 150 тысяч. Учитывая, что выпускников у нас свыше 300 тысяч плюс много платных мест, то у нас для подготовленных детей есть хорошие возможности получить высшее образование в нормальных университетах, поэтому с филиалами надо поступать жестко, но справедливо.

Актуально ли сейчас, в условиях финансовой нестабильности, говорить о проблемах системы образования?

Хочу еще отметить, что существующий финансовый кризис может выступить моментом истины. Он должен подтолкнуть всех и вся, кто имеет отношение к руководству в различных областях, к более смелым действиям и решить давно назревшие проблемы. Кроме объединения университетов, надо провести серьезные изменения в средней школе. Когда был оглашен переход к 12-летней системе образования, то подразумевалось, что старшая школа будет профильной в зависимости от способностей ребенка. Через полтора года дети должны пойти в 10-й класс профильной школы, и в условиях, в которых работает наша современная школа, это сделать практически невозможно, потому что один или два старших класса не могут обеспечить профильного обучения.

Надо создавать профильные лицеи, чтобы у ребенка после 9-го класса был выбор в получении специальной подготовки для поступления в вуз. Ведь обучение первоклассника и одиннадцатиклассника - это разные вещи, это неправильно, когда обучение строится по всеобъемлющему принципу, такого нет в развитых государствах, такая школа существует только на постсоветском пространстве, и то не во всех странах. В образовании должны быть изменения, иначе мы не сможем подготовить ребенка к жизни в современных условиях, конкурентоспособного специалиста, всестороннее развитую личность, что важно и для человека, и для государства в целом.



 

Інші матеріали з категорії
Ключові теги:



Схожі матеріали



Вхід на сайт
Логін
Пароль
 
Увійти через ВК або Google
ТОП матеріали
  • Завтра - последний день регистрации на пробное ЗНО
  • Студентов-медиков в Украине будут оценивать по мировым стандартам
  • 30-ий ювілей Erasmus: історія успіху
  • Вузы Украины: справочник абитуриента 2017
  • 10 фантастичних книжок початку 21 століття
  • Архів
    Січень 2017 (10)
    Жовтень 2016 (1)
    Вересень 2016 (3)
    Липень 2016 (14)
    Червень 2016 (6)
    Березень 2016 (5)

    Наші друзі



    Яндекс.Метрика




    2008-2010, 2015 «Залік.Орг.Юа».

    При використанні матеріалів порталу Zalik.org.ua гіперпосилання на ресурс обов'язкове. У відповідності з нормами ст. 8 Закону України Про авторське право (3792-12), матеріали, розміщені на даному сайті, є об'єктом авторського права. Будь-яке копіювання інформації без письмового дозволу ЗАБОРОНЕНО, і буде переслідуватися за законом.